Рекомендуемые условия обучения и воспитания:
Обучающиеся с задержкой психического развития:
- Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
- Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
- Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем.
- Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
- Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
- Щадящий режим работы, соблюдение валеологических требований.
- Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.
- Личная поддержка ученика учителями школы.
Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, в том числе с проявлениями аутизма (по желанию родителей и в силу других обстоятельств) могут учиться в общеобразовательной школе:
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.
- Формирование правильного поведения.
- Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
- Бытовая ориентировка и социальная адаптация - как итог всей работы.
- Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей).
- Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).
- Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.
- Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого обучающегося).
- Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.
- Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.
- Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки)
Обучающиеся с отклонениями в психической сфере(состоящие на учете у психиатра, психопатолога и др.):
- Продолжительность коррекционных занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут.
- В группу можно объединять по 3-4 ученика с одинаковыми пробелами в развитии и усвоении школьной программы или сходными затруднениями в учебной деятельности.
- Учёт возможностей обучающегося при организации
- коррекционных занятий: задание должно лежать в зоне
- умеренной трудности, но быть доступным.
- Увеличение трудности задания пропорционально
- возрастающим возможностям обучающегося.
- Создание ситуации достижения успеха на индивидуально- групповом занятии в период, когда обучающийся ещё не может получить хорошую оценку на уроке.
- Использование системы условной качественно-количественной оценки достижений обучающегося.
Обучающиеся с нарушениями речи:
- Обязательная работа с логопедом.
- Создание и поддержка развивающего речевого пространства.
- Соблюдение своевременной смены труда и отдыха
- (расслабление речевого аппарата).
- Пополнение активного и пассивного словарного запаса.
- Сотрудничество с родителями обучающегося (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).
- Корректировка и закрепление навыков грамматически
- правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).
Обучающиеся с нарушениями зрения (слабовидящие обучающиеся):
- Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к обучающемуся (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).
- Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть обучающийся должен на первой парте в среднем ряду, при опоре на осязание и слух за любой партой).
- Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс); для обучающихся, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы, непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15-20 минут у слабовидящих учеников и 10-20 минут для учеников с глубоким нарушением зрения; расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.
- При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только обучающегося с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.
-
Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями.
Обучающиеся с нарушением поведения, с эмоционально-волевыми расстройствами, с ошибками воспитания (обучающиеся с девиантным и деликвентным поведение, социально-запущенные обучающиеся, обучающиеся изсоциально-неблагополучных семей):
- Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у обучающихся самостоятельности, дисциплинированности.
- Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с обучающимся (не позволять кричать, оскорблять
- обучающегося, добиваться его доверия).
- Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить обучающегося на второй год, пока он не усвоил пройденное).
- Укрепление физического и психического здоровья обучающегося.
- Развитие общего кругозора обучающегося (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу6. 6. Своевременное определение характера нарушений обучающегося, поиск эффективных путей помощи.
- Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).
- Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.
- Заполнение всего свободного времени заранее спланированными
- мероприятиями (ввиду отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.
- Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.
- Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий).
- Чередование различных видов деятельности (ввиду малой
- привлекательности для таких обучающихся интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).
- Общественно значимый характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени, что позволяет снизить пристрастие этих обучающихся к разрушению.
- Объединение обучающихся в группы и коллектив.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
- Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем.
- Индивидуальная дозированная помощь обучающемуся.
- Щадящий режим работы, соблюдение валеологических требований.
- Создание у обучающегося чувства защищенности и эмоционального комфорта.
- Личная поддержка ученика учителями школы, ученика учителями школы